Газета "Октябрь"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
2017 год
24
апреля
понедельник

Общественно-политическая газета Тарусского района Калужской области. Газета основана в сентябре 1930 года.



Резонанс

E-mail Печать

Старая Таруса - «зона успокоенного движения»?

С интересом прочитав заметку Г. Апазидиса «По Тарусе – пешком» в рубрике «Читатель предлагает», я хотел бы не только поддержать автора, но и сделать некоторые конкретные предложения. Тем более, что 2017 год объявлен в России Годом экологии и в Общественном совете города еще с прошлого года активно обсуждаются перспективы превращения Тарусы в «эко-город». А в эти дни тарусяне своими глазами видят первые шаги не так давно зародившегося здесь молодёжного волонтёрского движения «Добро-волец» – улицы и овраги становятся чище и ухоженнее.

Многие жители города также знают, что в развитие январского воркшопа в настоящее время тарусскими и московскими архитекторами прорабатываются довольно интересные предложения по дальнейшему благоустройству старого города, и мы уже наглядно видим, что здесь, в старой Тарусе, наметилась прекрасная тенденция расширения парковой и рекреационной составляющей развития территории. Так, в 2016 году на углу ул. К. Либкнехта и ул. Р. Люксембург создан сквер и установлен памятник известному русскому врачу Е. Мухину. А совсем недавно прямо напротив этого сквера начата подготовка к строительству замечательного по своему содержанию «Сада искусств» на территории уже существующей детской школы искусств. По замыслу архитекторов дети будут здесь регулярно заниматься практическим воплощением новых творческих идей и проектов. В соответствии с этим главными элементами сквера будут не только фруктовый сад (своеобразная память знаменитому тарусскому учёному агроному Н.П. Ракицкому), но и длинная пергола, выполняющая в разных ее частях то роль выставочной галереи, то оранжереи, то навеса для качелей, турников и тренажеров. Таким образом, в городе появится новое прекрасное место для активного детского и юношеского отдыха, возделывания сада, игр и занятий физкультурой.

Но позвольте спросить, как же мы представляем себе все это в то время, когда в двух-трех метрах от будущего «Сада искусств» по улице с совсем не тарусским наименованием К. Либкнехта в обе стороны с утра до вечера идет нескончаемый поток автотранспорта, а ожидание машинами светофора на перекрестке ещё более усугубляет в этом месте и без того непростую экологическую ситуацию? Да, действительно, в последние годы произошло резкое увеличение автомобильного потока в Тарусу со стороны Москвы по Серпуховскому шоссе, что стало реально вредить экосистеме исторической части города, а также создавать неудобства жителям и гостям его. Не имея альтернативного варианта, автомобилисты, проживающие в южной (ул. Живова, Паустовского и т.д.), юго-западной (м/р «Курган») и западной (ул. Ленина, ул. Победы, Лесной городок и пр.) частях города вольно или не вольно вынуждены проезжать к месту своего жительства по улицам центральной части старого города (Серпуховское шоссе-ул. К. Либкнехта-ул. Луначарского-ул. Ленина, ул. Шмидта). В связи с этим значительно возрос и уровень шума и загрязнения выхлопными газами этих улиц, и особенно перекрестков улиц Р.Люксембург/К.Либкнехта и ул. Луначарского/ул. Ленина, а также первой половины ул. Ленина (при подъёме на «Курган»). Более того, воздушные потоки, нисходящие в сторону Оки с северо-западной и западной части «тарусского амфитеатра» вниз по ул. Р. Люксембург (со стороны старого кладбища) и вниз по ул. Ленина (со стороны «Кургана») выносят эти загрязнения на центральную площадь города, что часто ощущают на себе не только жители, но и гости города.

Вывод напрашивается сам собой: старый город имеет устаревшую и поэтому нелогичную для его сегодняшней жизни транспортную схему, которая досталась ему еще с досоветских и советских времен. В те времена эта схема была вполне разумна, так как в стране еще не было такого количества личного автотранспорта, а сама Таруса ещё была маленькой, еще не существовало микрорайона «Курган» с его более чем солидным (для Тарусы) населением. Не было в Тарусе тех времен и большого (по тарусским же меркам) количества домов частного сектора, возникших в постсоветское уже время вдоль ул. Живова, а также и обширного микрорайона в конце ее в районе улиц Грёз, К. Паустовского и Ф. Достоевского.

Но, самое печальное в этом то, что эта нагрузка на экосистему (по сути, совершенно ненужная и опасная для маленького по площади старого города) при существующей транспортной схеме будет возрастать с каждым годом!

А возможно ли вообще что-либо сделать нам, горожанам, в этой, казалось бы, безвыходной не только для Тарусы, но и для большинства российских городов ситуации?

Да, решить эту проблему в Тарусе возможно, и при этом без каких-либо непосильных для города затрат. И начинать надо с изменения этой самой нелогичной и тупиковой для будущности старого города транспортной схемы движения, а именно: еще перед въездом в город следует перенаправить по окружной дороге вокруг Тарусы практически весь автомобильный поток, следующий сегодня по Серпуховскому шоссе вниз и через все центральные улицы старой Тарусы. Устроить же главный въезд в город (а точнее, в новые и наиболее заселенные его микрорайоны) необходимо со стороны Калуги. Одновременно с этим хорошо бы «пробить» неработающий сегодня отрезок грунтовой дороги между окружной дорогой и ул. Луговой, закрыв при этом часть ул. Луначарского от ул. Пролетарской по направлению к центру. Этот дополнительный шаг обеспечит удобный въезд в город (и выезд) для автомобилистов, живущих в этой части города.

Можно, конечно, прибегнуть к более жестким мерам и сделать въезд в Тарусу со стороны Серпухова платным, что способно дать дополнительно и некоторые деньги в казну города, которые можно тратить на то же благоустройство.

Безусловно, что в любом из этих вариантов автомобилисты – жители старой части города, а также общественный и специальный транспорт, должны иметь право беспрепятственного въезда в него в любое время и без каких-либо ограничений.

В последующем же, с принятием анонсированных на этих днях в прессе новых поправок по итогам совещания по вопросам безопасности дорожного движения у вице-премьера Российского Правительства Игоря Шувалова, старая Таруса с успехом может воспользоваться возможностью введения нового дорожного знака «зона успокоенного движения». Предполагается, что на таких участках скорость движения автомобилей будет составлять 10-20 км/ч, а пешеходы смогут переходить дорогу в любом месте. Подобная зона имеется в Москве на Большой Дмитровке. Это автоматически приведет к перераспределению автомобильного потока Серпухов-Таруса на две составляющие: автомобилисты, едущие в «дальние» микрорайоны города направятся по объездной дороге, не желая терять время на проезд через низкоскоростную зону города, а те, кому необходимо попасть именно в старую Тарусу, направятся вниз по Серпуховскому шоссе с замедленной скоростью движения.

Но кое-что можно сделать уже сегодня, а именно: установить на въезде в город со стороны Серпухова «объездной» дорожный знак рекомендательного характера: «Микрорайон «Курган», ул. Ленина, Горького, М. Цветаевой, К. Паустовского, Ф. Достоевского, д/о «Серебряный век» - прямо», взывая к понимающим ситуацию автомобилистам, что уже этим летом способно дать некоторый положительный эффект для экологии исторической части старого города.

А. ЗУЕВ,

член Градостроительного совета Тарусского района, член Общественного совета г. Тарусы.