Газета "Октябрь"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
2018 год
27
апреля
пятница

Общественно-политическая газета Тарусского района Калужской области. Газета основана в сентябре 1930 года.



Проблемы особенных людей

E-mail Печать PDF

Не бороться с ветряными мельницами

У этой истории срок небольшой. Осенью 2016-го в «Октябре» увидел свет мой материал «Станет ли среда повседневностью?»

 

Поддержала тогда меня и областная газета «Весть». В обоих случаях речь шла о выполнении госпрограммы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Тарусского района.

Проехавшись по улицам культурной жемчужины Калужской области (благо, погода способствовала тому), убедился: дело обстоит далеко не так, как зачастую слышалось с трибун из уст чиновников самого разного ранга.

По большому счету, проблем с доступностью среды для особенных людей у нас до сих пор немало.

И тогда появилось желание узнать, а как с этим обстоят дела в других городах и весях региона? Все ли так безрадостно и безнадежно?

От Тарусы до Обнинска по прямой чуть больше 90 километров. Знаю о нем не понаслышке, довелось в свое время работать там в редакции одноименной газеты.

Первый наукоград России. Мощный центр научных разработок. Научно-исследовательские институты. Оборонка. Первая в мире АЭС. Учебный центр ВМФ. Знаковое место на карте России и мира!

Город, стремительно развивающийся в последнее время вширь и ввысь. А по его многочисленным улицам, проспектам и перекресткам передвигаются инвалиды-колясочники.

В их числе - Дмитрий Миронов (на снимке). Редактор портала «Обнинск без барьеров» с недавних пор входит в состав градосовета городской администрации, уполномоченный по правам предпринимателей-инвалидов.

Кто еще  может лучше других обрисовать картину с доступностью или недоступностью среды для лиц с ограниченными возможностями?

Дмитрий с удовольствием откликнулся на мою просьбу рассказать, как обстоят дела в его родном городе. Затронули мы и другие темы.

- Ни в президентском послании Федеральному собранию, ни в обсуждавшейся программе по формированию комфортной городской среды нет ни слова об инвалидах. Все завуалировано абстрактным словом «человек». Странно, не правда ли? А может, это закономерность?

- Не соглашусь с завуалированностью. Комфортную городскую среду нужно создавать для всех граждан без исключения. Для пожилой бабушки с палочкой. Для мамы с коляской. Для совсем неограниченных в своих физических возможностях велосипедистов и подростков на роликовых коньках. Просто апеллировать к инвалидам  - наиболее очевидно. Но тут возникает заблуждение. Люди думают, что организовывать доступную среду нужно только для колясочников, а на городских улицах их не видно. Значит, и пандусы не так уж и необходимы, и выделенные парковочные места можно занимать. Общество нужно воспитывать! Но без спекуляций.

- И как жить дальше? У вас-то как складываются отношения с городской властью? Есть взаимопонимание, находите общий язык?

- Капля камень точит! Хорошо, когда в этой капле скапливаются и усилия властей, у которых законы, планы, ресурсы и инициативы неравнодушных граждан. Тогда, например, сообщество велосипедистов подскажет, где проложить велодорожку, а колясочники покажут места, где в первую очередь необходимы пандусы. Когда и с той, и с другой стороны адекватные, трезвомыслящие люди, взаимопонимание приходит легко. Правда, легкость диалога не гарантирует результат. Не всегда планы и  возможности городской администрации совпадают с пожеланиями жителей.

- А этот вопрос уже из жизни: любое обращение инвалида - раздражение чиновника, как будто мы живем в разных мирах. Приходилось ли сталкиваться с подобным? Что в таком случае говорите?

- В диалоге с ним очень полезно думать, как чиновник, понять логику решений и использовать эти знания не для войны, но для поиска обоюдовыгодных решений. Мне не приходилось обращаться к власть имущим в качестве просителя. А конструктивный разговор случался, и не раз. Например, колясочнику, выезжающему из квартиры и  садящемуся в автомобиль, было тяжело одолеть шесть ступенек от площадки 1 этажа до крыльца подъезда. Проблему мог решить только вертикальный электроподъемник. Мы не стали просить деньги у администрации, а обратились в благотворительные фонды, собрали необходимую сумму. А администрация помогла со всеми разрешительными документами и попросила предприятие по обслуживанию лифтов взять на себя сложную работу по установке и настройке оборудования. В результате все оказались в выигрыше.

- Из сообщений СМИ вытекает, что в Обнинске создана наиболее благоприятная в регионе доступная среда. А как на самом деле?

- Обнинск - город молодой, компактный, удобно спланированный. Но не только это определяет ситуацию с пандусами и съездами. Их начали делать давно, не массово и целенаправленно. При плановом ремонте тротуаров в нужном месте не ставили бордюр, а асфальтировали спуск. Конечно, пандусы на тротуарах всех центральных улиц есть, но... На ручной коляске по ним проехать трудно, а на электрической и скутере - без проблем.

С доступностью магазинов и соцобъектов все тоже неплохо. Есть отдельные объекты, где можно обустроить пандусы, но хозяева ленятся. Допустим, высокое крыльцо в городской стоматологии, там нужен вертикальный подъемник. Надо обсуждать с администрацией, находить решение.

-  Вы встречались с А. Артамоновым, вас ввели в состав градосовета, важное дело отдали не в чужие руки. Но согласитесь, уговорить чиновников, строителей сделать не так, а эдак - задачка та еще! Трудно приходится?

- Уговаривать чиновников - занятие неблагодарное! Они - большие мастера давать обоснованные ответы. Например, денег нет, законом не предусмотрено, в этом году не запланировано. Такое слышать приходилось не раз. Я не борюсь с ветряными мельницами, я ищу, что можно сделать реально и получить результат. Кстати, со строителями очень эффектно работает метод, когда сам на коляске приезжаешь на место дорожных работ, и люди видят, для кого они делают съезды с тротуаров.

- Положа руку на сердце: что еще хочется осуществить, чтобы вашим колясочникам жилось еще чуть-чуть легче?

- Главная проблема колясочников, на мой взгляд, - невозможность выбраться из квартиры. У нас более сотни горожан пользуются инвалидными крсалами, а самостоятельно передвигаются по городу не более 10 человек. Вот тут и опускаются руки. Но не перед равнодушием общества, а перед законами физики и экономики. Оборудовать подъезд устройством для спуска коляски может стоить дороже обмена квартиры на первый этаж или дом с лифтом.  Государством такие программы не предусмотрены, вот люди годами и сидят в заточении.

- Смотришь - у губернатора собираются бизнесмены, врачи, строители, пьют чай, решают свои задачи. Но я ни разу не видел в Белом доме представителей инвалидного сообщества. Может, их никому не интересно слушать?

- Собрать-то можно. Но хотелось, чтобы разговор не сводился к перечислению претензий и просьб со стороны власти и нас. Я общаюсь с колясочниками из Калуги, вместе ездим на соревнования. У них есть семьи, дети, постоянная работа. У них нет состояния вымученной беспомощности, нет больших претензий к государству. А многие инвалиды, что скрывать, в силу разных причин лишены возможности вести активную жизнь. И здесь я поговорил бы о возможности обучения, трудоустройства, социальной реабилитации.

Беседовал Александр БОЧАРОВ.

 

Обновлено 29.03.2018 14:04  

Яндекс.Метрика