Газета "Октябрь"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
2018 год
23
февраля
пятница

Общественно-политическая газета Тарусского района Калужской области. Газета основана в сентябре 1930 года.



Персона номера

E-mail Печать PDF

Любить природу – моё призвание

Имя этого художника не слишком хорошо известно в кругу  ценителей живописи и совершенно напрасно. Пейзажи, которые он пишет, ярко и насыщенно передают красоту родного края, подчёркивая любовь автора к природе, а также к делу, которым он давно увлечён.

Анатолий Григорьевич Юдин (Шафран) – художник из деревни Ладыжино, сегодня поделится с читателями историей создания своих картин и творческом жизненном пути.

В далёком 1951 году, когда будущему художнику не было ещё и года, его родители перебрались из города Акмолинска (позднее – Целиноград, Акмола, а ныне -  столица Казахстана Астана) в деревню Ладыжино,  куда их направили как молодых специалистов - поднимать  сельское хозяйство.

Детство будущего художника прошло как  детство обычного деревенского мальчишки – с раннего утра и до самой ночи он помогал родителям по хозяйству, а из развлечений был, в основном, только клуб. Сельский клуб советского периода – это очаг культуры, в котором происходили все основные сельские события тех лет, – в нём  собирались, чтобы посмотреть фильм, послушать лекцию заезжего учёного, порадоваться трудовым успехам на сельском собрании, а также потанцевать.

В то время деревня Ладыжино была не простым дачным посёлком, как сейчас. В ней кипела жизнь и звучала музыка, настойчиво приглашая сельскую молодёжь на танцы после нелёгкого трудового дня.

Но весёлая сельская жизнь увлекала юного Анатолия лишь отчасти. Было в нём что-то, что выделяло его среди остальных деревенских пацанов. Ему нравилось наблюдать за работой художников, часто приезжавших сюда, чтобы запечатлеть на своих полотнах чудный вид местных окрестностей.

Как вспоминает сам Анатолий Григорьевич: «Мне, семилетнему пацану, очень нравилось смотреть, как работают художники, как создают свои картины. Очень нравился запах масляной краски,  а также то, как штрих за штрихом на полотно ложились мазки, превращая неказистый холст в нечто особенное, прекрасное. Очень хотелось овладеть секретами их мастерства – это было моей детской мечтой. Художников забавляло внимание «этого мальца», и они не прогоняли меня, а дарили конфетки, приговаривая: «А для чего у тебя карман? А для того,  чтобы туда класть конфетку!»

Я наблюдал за каждым их действием – движением рук, поворотом головы, тем, как они работают кистью, но даже в мыслях не мог представить, что и сам когда-нибудь буду создавать подобное! Хотя – нет. Представить не мог, но мечтать-то не возбранялось! Наверное, тогда и закралась в мою голову мысль стать художником».

Судьба обычного советского мальчишки далеко увела его от мечты детства – после восьмого класса средней школы он  продолжил обучение в Серпуховском ПТУ №19 - по специальности «электромонтёр». И началась другая жизнь, полная планов на будущее.

С армейской службой ему повезло – нет, ему не пришлось служить в каких-то элитных частях, но разве нельзя назвать везением службу на космодроме Байконур, когда работаешь  на стартовом комплексе бортовиком  и видишь, как уходят в небо космические корабли?

Казалось бы, остались далеко в прошлом давно уже забытые запахи масляных красок, какие-то мечты, связанные с творчеством. Но именно после армии далеко ушедшая в прошлое детская мечта вдруг неожиданным образом напомнила о том, что мечты иногда сбываются.

В то время Анатолий работал на ЗиЛе, и вдруг, однажды… Вот как он сам вспоминает об этом: «Мне было тогда около 25 лет. Работая в мастерской, я увидел объявление о наборе в изостудию, решил попытать счастья. Конкурс проходил в ДК ЗиЛ. По правилам требовалось принести три своих работы – натюрморт, портрет и пейзаж. Помню, как я пришёл со своими набросками на простых альбомных листах и увидел, какие у остальных большие, богато оформленные картины. Куда уж мне со своими рисунками! Так как все выставочные места были заняты, я положил свои работы на пол и ушёл, заранее зная, что мечты об изостудии так и останутся мечтами. Каково же было моё удивление, когда через неделю я увидел своё имя в списках зачисленных!»

И вот, кажется, исполнилось желание, но в изостудии он проучился всего около двух лет – пришлось всё бросить, посвятив себя тяжело заболевшей дочери.

Забота о семье всегда требует денег, а для этого пришлось выучиться на водителя, стать дальнобойщиком, приходилось менять работу, подыскивая что-то получше, чтобы было больше средств для содержания семьи. В годы перестройки, когда люди узнали, что такое дефицит на всё, ему даже удалось собрать из старых запчастей свой ЗиЛ -  нужно было выживать, приспосабливаться к тому смутному периоду, в который наша страна вступила в середине 80-х.

О карьере художника пришлось вновь забыть – годы учёбы в изостудии стали далёким воспоминанием – таким желанным и уже недосягаемым. Но если тебе судьба предназначила что-то большее, рано или поздно появится шанс выполнить своё предназначение, определённое свыше.

Так случилось и у Анатолия Григорьевича. Однажды его впечатлил вид с моста через Протву близ деревни Гурьево. Понравился настолько, что что-то будто бы «щёлкнуло» в голове, захотелось немедленно изобразить этот пейзаж. Но, как всегда бывает, озарение приходит тогда, когда под рукой нет инструментов – зато в руках был фотоаппарат! А ведь можно сделать сначала фото, а потом попытаться переложить изображение на бумагу. Так, после долгого перерыва, появилась картина «Гурьевский мост», где, как он сам говорит: «Петух кричит на три области».

В этот момент у Анатолия произошёл какой-то «щелчок» в голове – какой-то знак, что пора воскресить мечту детства, пора попробовать себя в новой роли. Это случилось в конце 90-х – начале 2000-х.

«Наконец-то у меня появилось новое хобби, новый смысл жизни, - вспоминает Анатолий Григорьевич. – Над созданием картин приходится работать долго, чтобы «втолкнуть жизнь» в свой замысел.

Стал чаще встречаться со знакомыми, интересоваться, где можно найти наиболее впечатляющий пейзаж, который можно увековечить. Знакомые не отказывали – подсказывали, как найти красивый сюжет. Однажды произошёл такой случай: как-то разговорился с тарусянином Александром Головановым, который предложил писать картины на военную тематику. Решил попробовать – так родились первые пять работ на тему о Великой Отечественной войне.

Но в основном я люблю писать пейзажи. Для работы использую акварель и ватман. Сильно мечтаю освоить холст и масло – до сих пор нравится запах масляных красок, но пока это лишь мечты».

На картинах Юдина – знакомые всем нам места. Тот, кто любит побродить по лесу, наверняка хотя бы раз встречался с видом, сражающим своей красотой. Может быть, кто-то тут же начинал жалеть, что у него нет этого удивительного дара – быть художником. Анатолию  Григорьевичу повезло – за те годы, которые он посвятил себя творчеству, ему удалось обнаружить не один десяток таких видов, ставших его картинами.

Многие из своих картин он просто раздарил знакомым и друзьям, а также передал в дар музеям. Так, его работами может гордиться Тарусская средняя школа №1, где он когда-то учился, а также музей семьи Цветаевых, в который он подарил несколько своих пейзажей. Довелось поучаствовать и в выставках – два года назад его картины выставлялись в одном из отделений «Газпромбанка» и вызвали всеобщий интерес.

Естественно, у каждого мастера есть свои причуды, о которых мы попросили рассказать Анатолия Григорьевича. На это он ответил: «Надо смотреть на картину с душой, чувствовать то, что ты собираешься изобразить. Надо стараться так вдохнуть жизнь в своё творение, придать ему ту естественность, чтобы по нарисованному тобой полю как бы «побежали зайчики».

Если рассматривать его работы, то действительно – по написанному полю «бегут зайчики» - так точно удаётся передать мастеру естественную красоту родной природы и добиться главного – узнаваемости пейзажей. Разглядывая его картины, легко можно угадать то место, которое на них изображено. Ту самую берёзку, возле которой и сам проходил когда-то тысячу раз.

У  Анатолия Григорьевича, как у каждого художника, есть творческие планы – он хочет внести свою лепту в отображение красот родного края, продолжить задуманное и усовершенствовать своё мастерство, стиль.

«Любить природу Земли – моё призвание. Я восхищён и навсегда очарован нашими полями, лугами и лесами. И я буду продолжать начатое дело и дальше, пока рука держит кисть, пока здоровье позволяет создавать», - с присущим ему энтузиазмом закончил Анатолий Григорьевич рассказ о себе и своём творческом пути.

А мы будем ждать его новых работ. Ждать и надеяться, что ещё один уголок нашей природы застынет в своём красочном великолепии на одной из картин художника Анатолия Юдина.

Вадим МАЛЬЦЕВ.

Фото автора.

 

Яндекс.Метрика