Газета "Октябрь"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
2018 год
25
июня
понедельник

Общественно-политическая газета Тарусского района Калужской области. Газета основана в сентябре 1930 года.



Театр

E-mail Печать PDF

Вжиться в роль

Многочисленные гости из Калуги и Москвы прибыли к зданию ЦКР. В зале кресла были отодвинуты в сторону – на сцене не хватило места для всех тарусских артистов, явившихся на закрытие театрального сезона.

 

Закрытие? В тот день, когда лето уже на пороге, и самая пора открывать, начинать? Впрочем, в театре свои правила, тем более что показ знаменитого спектакля «Телеграмма» - это удачное завершение. Но перед спектаклем – урок актёрского мастерства. Не упускать же возможность местным служителям Мельпомены обучиться у настоящего профессионала! Об этом рассказала режиссёр Тарусского народного театра Лина Веселова:

- На закрытие театрального сезона Тарусского народного театра приглашен коллектив экспериментального театра Калуги под руководством Анатолия Фёдоровича Сотника, присутствуют гости из Москвы. Сейчас проводит тренинг актриса театра и кино, актриса театра сатиры, руководитель театра пластической драмы, психолог и  преподаватель сценической речи Анна Павловна Быстрова. Этот тренинг – загадка и для меня. Это будет работа над постановкой голоса, дикции, дыхания.

Стиль работы Анны Быстровой – почувствовать, вжиться в роль. Роль должна идти изнутри! Эмоции, которые испытывает актёр, передаются  залу, и здесь не место фальши: негативное настроение и энергию сразу почувствуют зрители. «Учитесь чувствовать себя в разных жизненных ситуациях. Попробуйте изобразить из себя что угодно – шум моря или торговца, продающего булочки», - даёт она бесценные советы актёрам.

И актёры слушают её! Различные упражнения и действия  - всё старательно повторяется и копируется. «Игра актёра – как сок, - уверена Анна Быстрова, - а потребляют этот сок зрители. Если сок сделан из гнилых яблок, то нетрудно понять, каков он будет на вкус! Стремитесь быть профессионалами даже в мелочах, ибо мелочей не бывает!»

Особое внимание она уделяет произношению: «После оккупации нас английским языком нам всем надо собирать наш упругий и могучий русский язык. Учитесь легко начинать диалог, не засиживаться на первом слоге!»

Два часа пролетели быстро. Актёры получили задание, а для наших читателей Анна Быстрова с удовольствием согласилась дать интервью:

- Анна Павловна, почему вы выбрали такое направление как сценическая речь?

- Речь действительно делает человека человеком. «Вначале было слово!» От животных мы отличаемся именно способностью говорить, отсюда идёт и абстрактное мышление. Вся наша способность творить исходит изначально от слова.

Я сильно чувствую важность слова, как раз в это время, когда к нему идёт пренебрежение. Когда люди начинают говорить примитивным сленгом, упрощая  речь, то они не понимают, что этим они упрощают себя. Всё это началось с середины 80-х, когда зрителя «опускали», уродуя сценическое существо. Многие это замечали, писали, но никто не обращал на них внимания.

Я считаю, что занятие речью способно облагородить  человека, взрастить духовно, научить мыслить. Ведь чёткость речи – это чёткость мысли. Люди, которые неясно говорят, очень часто неясно и мыслят. Когда я ставила людям речь, первое, что с ними происходило – они начинали слышать себя, и ужасались бедности своих мыслей. Занимаясь с ними дальше, можно было наблюдать, как начинается их развитие. Меняется их произношение, меняются и они сами. С помощью речи можно решать многие проблемы.

- Кроме речи, вы очень большое внимание уделяете упражнениям по дыханию. Почему?

- Я начинаю с дыхания, потому что у меня мало времени, а дать людям нужно много за короткий промежуток. Если у актёра заложен нос, он не может нормально дышать, постоянно «гундосит», у него пересыхает горло. Ему трудно сказать большую красивую мысль. Поэтому я начинаю работу именно с дыхания, потому что речь – это вершина айсберга. Но опять же, это только фундамент для дальнейшей работы. Дальше было много других разделов, которые я дала людям сокращённо.

- В своих упражнениях вы говорили: «Обогащайте свою речь деепричастными и причастными оборотами». Но  сейчас идёт обратная тенденция. Считается что причастные обороты «утяжеляют» предложения, из современной литературы их просто выбрасывают, а сложные предложения заменяют короткими. Ваше отношение к этой проблеме?

- Дело в том, что короткие предложения – это короткие мысли. Сейчас всё чаще встречаются люди, которые плохо читают, не могут развить мысль, понять смысл предложения. Деепричастия и причастия упорядочивают речь. Деепричастные  и причастные обороты удивительным образом выстраивают мысль, определяют степень важности, расставляют акценты. То есть, с помощью деепричастного и причастного оборота ты можешь более чётко высветить смысловое значение. Обороты дают градацию, иерархию, делают речь богатой.

И надо понимать, что не каждую мысль можно сказать коротким предложением. Поэтому надо понимать, что замена длинных предложений короткими - это обман, шаг к примитивизму, глупости. Иногда требуется более глубоко прожить ситуацию, требуется больше слов, и там нужна иерархия. Вы посмотрите на наших классиков – насколько богат их язык, насколько ярко передают события их строки. У Толстого и Достоевского длинные предложения, и мы восхищаемся их языком. Это не каждому понятно, но этому нужно учить – как классической музыке, которую тоже необходимо понимать, чтобы почувствовать всю её красоту. Сейчас, к сожалению, обратный процесс. Люди, не понимающие большое, длинное предложение уже ущербны, они обделяют себя.

- Увидим ли мы вас на спектаклях? Получат ли артисты вашу оценку?

- Сегодня я смогу дать оценку спектаклю «Телеграмма». Надеюсь, что ещё увидимся. Уверена, что народные театры возродят российский театр. Режиссёрам-любителям сложнее, чем профессионалам: они не имеют всех возможностей. Но в народных театрах работают люди, которые любят то, чем занимаются. Их руководителям очень важно иметь высокую духовную планку, и тогда можно верить в возрождение замечательного русского театра – театра переживаний, театра Станиславского. Это возрождение обязательно будет, и это под силу именно любительским театрам! Считаю, что не обязательно иметь актёрское образование, чтобы быть хорошим артистом.

Материал – Вадима МАЛЬЦЕВА.

 

Яндекс.Метрика