Газета "Октябрь"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
2018 год
22
июня
пятница

Общественно-политическая газета Тарусского района Калужской области. Газета основана в сентябре 1930 года.



Индонезийское мастерство с тарусскими секретами

E-mail Печать PDF

На одном из мастер-классов по технике «батик» в художественно-краеведческом музее познакомилась с Еленой Калашниковой.

Нить Ариадны

Наблюдаю, как юная Ариадна повторяет за Еленой незамысловатые движения кистью и понимаю, что погружаюсь в мир волшебства.

То ли девочка с волосами цвета солнца, то ли имя ее с мифологическими корнями, то ли от магии техники батик рождается вдохновение и во мне.

 

Легко окунаясь в яркие краски, кисть роняет на ткань цветные островки. И грустновато-белое полотно вдруг становится красочно-разговорчивым: с лукавым взглядом, лучезарной улыбкой и игривым настроением.

«Плакетка гипсовая»

Интересно! Глядя на девчонок и мальчишек, гадаешь, кем станут: строителями или поэтами.

Елена Михайловна и не думала становиться художницей. И уж тем более не предполагала, что будут пахнуть ее картины разнотравьем Тарусы.

Девочка из Тюмени, где морозные узоры рисовала сама природа Сибири, всегда была активной. Баскетбол, стрельба, гимнастика, хореография.

Родительское «пойдешь рисовать» нисколько ее не смутило. Никто в ее семье не был причастен к искусству. Но все же, отправляется юная Лена в дом пионеров, даже не подозревая, что здесь может и закончится не начавшееся увлечение. Нужно было художество свое проявлять на гипсовой плакетке. Какое уж тут вдохновение?

А вот художественная школа внесла свои коррективы в ее мировоззрение. И хоть была она очень далеко, и ездить надо было на автобусе, и замерзала Елена порой сильно, желание рисовать становилось с каждым днем сильнее.

Ушла в роспись по ткани

Моя собеседница окончила Московское художественно-промышленное училище имени Калинина по специализации «ткани». С 1980 года живет и работает в Тарусе. Особенным становится для Елены 1995 год. Она оканчивает Московский технологический институт, отделение «Декоративные ткани» и второй раз становится мамой. Вспоминает с улыбкой: «Поддержка мужа очень помогла. Он тогда и на госах был со мной, и с дипломом помогал. Я как раз родила Полину».

В коллективе молодых художников на заводе всегда было, с кем посоветоваться, от кого получить подсказку. Все мастера приехали в Тарусу когда-то и пропитались навсегда ее творчеством. Профессии не изменили.

Разве что совсем немножко: Елена занималась ткачеством, а ушла в роспись. Хотя сейчас иногда возвращается в родную стихию: плетет коврики из трав.

Привнести виденье, но технику сохранить

На шелках Елены Калашниковой оживает не только природа лесными первоцветами и пейзажами причудливыми, но колорит местный с народными гуляньями, тарусскими петухами да гусями. Главное - уметь следовать правилу мастерства «батик». «Как художник я могу привнести виденье, но технологию соблюдать надо», - такими словами характеризует Елена процесс.

Ведь технология очень сложная: нужно правильно нанести «резерв». Как правило, для холодного батика в состав резерва входит бензин, клей и парафин. Тонкой стеклянной палочкой скользит художница по ткани и выводит диковинные узоры. Технология эта - медленное дело и трудоемкое.

Длительная подготовка к цветному творчеству специальными по ткани красками. А роспись - быстро. Расписывать нужно начинать со светлого, потом можно затемнить. Зрелище это потрясающее: от прикосновения кисти ткань начинается разливаться цветом. А слово с терминологическим уклоном «разгоняй» не только звучит по-особенному, но и выглядит. Краска, смешанная с водой, подобно реке, устремляется по полотну и оставляет свой след на композиции.

И секреты свои имеются: самой обычной солью создает кудесница спецэффекты. Живописнее становится картина. Если кот на полотне - то эффект ворсистости шерсти рождается, а если звезда - то мерцание. А добавляя краски и оттенки смешивая, можно усложнить рисунок, придав ему многослойности.

Французское воспоминание

Елена — участник разнообразных выставок в России и за рубежом.

Очень близка к ее любимой Тарусе Швейцария. Там тоже «дышится по-другому». Именно там ее сельские сюжеты были признаны особенными. Сквозь призму пейзажа и уникальных растительных мотивов увидели в Швейцарии место силы художницы Калашниковой. Увидели ее Тарусу с ее окрестностями первозданными.

А во Франции, где впервые побывала Елена на Парижском салоне в Grand Palais, была представлена работа «Souvenir». Елена Михайловна привнесла воспоминание о родном крае и оставила здесь навсегда. Картина эта особенная: монументальность и динамичность соединены в ней органично.

Эдакая картина в картине: ваза с чертополохом, фигурки народных промыслов застыли на столе. А на стене маленькая картина, на которой оживает церковное великолепие, яркое убранство сельских домов, неизменные персонажи сельской жизни – куры да коровы. Игра теней, завораживающая асимметрия и буйство терракотово-лазурных оттенков дают возможность насладиться красотою тарусских просторов.

Елена Михайловна старается принимать участие во всех выставках. И каждый раз благодарит человека, который занимается продвижением российской культуры за рубежом. Людмила Петрова, искусствовед из Протвино, стала организатором поездок для многих художников из разных уголков России. Такой себе физик по образованию и лирик по натуре.

Хочу статуэтку

Талантливые и целеустремленные дети у художницы. И хоть сын Михаил скорее перенял мужественный характер отца, выполняет свою работу на совесть на посту начальника пожарного караула в Протвино. А Полина в свои двадцать два зарекомендовала себя как настоящий художник с индивидуальным почерком и творческой маминой харизмой.

Рисует она с 5 лет. Ежегодно участвует в выставках, в мастер-классах в Тарусе и в усадьбе В. Д. Поленова.

Побывав на международной премии «Филантроп» в 2006 году, одиннадцатилетняя Полина загорелась желанием стать обладательницей награды. «Хочу статуэтку», - заявила она маме. И в  2008 году стала лауреатом этой премии, а в 2010 году - лауреатом премии «Сибирский звездопад» I степени.

Полина окончила высшую школу экономики, работает в музее русского импрессионизма. Как художник, планирует развиваться в двух направлениях: компьютерной графике и арт-проектах. И впереди у Полины - поступление в Британскую школу дизайна.

«Мастер-классы для внучек»

Наша героиня считает, что в мастер-классы нужно вкладывать душу. Отчасти поэтому не хочет идти преподавать. Признается, что она - самая обычная женщина с домашними заботами, с огородом, с домочадцами, со своими работами. На все это требуется много сил.

Да и к тому же две внучки есть у Елены Михайловны, трех и пяти лет. Вот им и нужно отдавать накопленные знания и творческую энергию. Кстати, внучка постарше уже участвует в проекте «Дети рисуют музыку». На ее рисунке - девочка с флейтой и поющие птицы.

Как балет

Вдохновение для Елены - это эффект первого впечатления. Оно должно быть, как балет. Вот так и на полотне – любит, чтобы быстро получалось с желанием творить увиденное.

Конечно, сама по себе техника предполагает кропотливую работу, но идея картины уже должна вдохновлять на создание красочного шедевра. Может, поэтому Елена не очень любит сложные заказы. Она предпочитает не придумывать, а наполнять сущее своей фантазией. «Раз получилось именно так - это руководство свыше», - считает художница.

Таруса не истоптанная

«Тарусу люблю», - говорит Елена. Нравится художнице в ней душевность провинции, теплота и замкнутость. Таруса не истоптанная ее влечет. И хочет Елена, чтобы всегда она в себе держала эту самобытность.

Больше всего любит зиму - наверное, это ностальгия по сибирским морозам. А летом Таруса для нее душистая. И очень нравится ей рисовать бурьяны, рожь и васильки, катушки сена. И своей архаичностью, пейзажами тарусскими, мотивами сельскими и притягивают картины Елены Калашниковой на всех выставках.

Куклы лоскутные

Живет Елена с постоянной жаждой познания всего нового. «Не прозевать» - ее жизненный принцип. И находить новые творческие увлечения. Сейчас она занимается созданием тряпичных кукол. Обучаясь технологии у лучших мастеров, художница наполняет авторской уникальностью своих тканевых персонажей.

Дело делаю, а где меня покажут - не важно

Елена — яркий профессиональный художник, член Союза художников России, лауреат премии Афанасия Куликова. Ее работы находятся в частных собраниях России, Швейцарии, Японии, Канады, США, Франции.

Продолжить список ее достижений не составит труда – ее имя достаточно известно. Тем не менее, главной ее чертой является скромность. В разговоре - больше имен тарусских художников, в воспоминаниях о заграничных поездках - больше эмоциональности и патриотической гордости.

«Быть художником, жить в Тарусе и не выходить на пленэры – нонсенс», - считает художница. И продолжает вдохновенно на своих полотнах показывать самобытность родного края. Делает это без намека на звездность. «Я дело делаю, а где меня покажут - не важно», - уверенно заявляет тарусская кудесница.

Людмила УДОВИЧЕНКО.

Фото автора и из архивов художницы.

Обновлено 17.08.2017 20:32  

Яндекс.Метрика