Газета "Октябрь"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
2018 год
24
июня
воскресенье

Общественно-политическая газета Тарусского района Калужской области. Газета основана в сентябре 1930 года.



Это играл Сам…

E-mail Печать PDF

1 августа - день памяти Святослава Рихтера. Ровно двадцать лет назад не стало гения. По традиции в этот день Рихтеровский фестиваль в Тарусе заканчивается клавирабендом.

В этом году в киноконцертном зале «Мир» собралось много поклонников классической музыки и почитателей таланта великого музыканта.

Именно такими словами обратился к публике генеральный директор рихтеровского фонда Святослав Писаренко: «Этот день печальный и торжественный одновременно. Мы несем память о Рихтере. Не для эфемерного момента, а для вас. Чтобы вы могли наслаждаться музыкой, радоваться и получать удовольствие».

Заключительный концерт был представлен сольной программой Рема Урасина. Художественный руководитель фестиваля и летней школы подарил зрителю фортепианный вечер, наполненный удивительной особенностью - «завораживающей притягательностью».

Это его называют «посланником Шопена» или «российским Шопеном». Уже в 15 лет одаренный музыкант победил на Международном юношеском конкурсе имени Шопена в Москве, а через три года стал лауреатом XIII Международного конкурса имени Шопена в Варшаве (1995). Это о нем одна из зарубежных газет писала: «Это играл сам Шопен».

В 2009–2010 годах Рэм Урасин подготовил к 200-летнему юбилею Шопена грандиозный цикл «Фредерик Шопен. Полное собрание сочинений в 11 концертах». В исполнении Рэма Урасина звучат все произведения Шопена — от первого детского полонеза до последней мазурки.

И сегодня второе отделение было посвящено претворению произведениям великого композитора, а также шедеврам Шуберта, Гайдна, Листа.

Минорная ностальгия сменялась мажорной экспрессией, а едва заметное касание клавиш - чувственной страстью, веселый ритм чередовался с медленно-сдержанным тактом. Мелодия звучала то свежо и пылко, то торжественно и величаво. А сам маэстро с блеском в глазах виртуозно творил музыку, создавая необыкновенную стихию яркой интерпретации классики.

Этот заключительный концерт был наполнен необыкновенной атмосферой. Музыка парила в тишине зала, а «интеллигентнейшая игра пианиста» была вознаграждена аплодисментами.

Особенными сегодня были даже цветы. Букеты, подаренные благодарными учениками, виртуозный учитель преподнес к портрету Святослава Рихтера.

Именно в этот вечер застывший на фото человек-глыба слушал музыку и смотрел в зал. Уникальное фото, сделанное в 1964 году Олегом Макаровым на одном из концертов, передает всю мощь образа Святослава Теофиловича. Глубокий пронзительный взгляд, присущая строгость к самому себе, и, в то же время, необыкновенная открытость зрителю.

Музыкальный гигант с портрета как будто молчаливо наблюдал за собственным детищем, впервые проведенным в Тарусе в 1993 году. А фестиваль разразился отголосками сыгранной на бис Ремом Урасиным шопеновской мазурки.

Достойнейшим его завершением стало звучание экспромта Шуберта в исполнении Рихтера, которое стало традиционным. И если бы не пустой рояль, нельзя было и предположить, что это запись. И суть не в этом. Мастерство невозможно утаить - оно витало под сводами зала. Рихтер в "Экспромте" ми-бемоль мажор проявил дар Шуберта раскрывать мир душевных переживаний человека, а сам словно стал одиноким странником, полным взволнованных надежд и помыслов. Музыка космоса от Музыканта-титана!

А меня лично поразила не только виртуозная игра Рема Урасина, дарование которого, по словам его учителя, профессора Московской консерватории Л.Н. Наумова, «сочетает искренность, теплоту, элегантность с мудростью и выношенностью оригинальных, всегда убедительных трактовок исполняемых произведений».

Его манера поведения впечатлила меня. Об одном моменте скажу. Звучит Шуберт в исполнении Рихтера. В полумраке зала, у стены, - фигура музыканта в бело-черном фраке. Культура во всем презентована Ремом Урасиным. Высочайшей пробы поклонение мастерству гения, -достойный пример не только для учеников, но и для всех пришедших.

Почтенно и с честью состоялось закрытие фестиваля, который, как отмечали зрители, «вернулся к истокам». Наверняка многие прочитают одну из глав, посвященную Рихтеру, в приобретенной во время антракта книге Веры Горностаевой «Два часа после концерта». И переживут новое состояние внутреннего осмысления величайшей личности музыкального мира. Рихтера естественного и непосредственного, неподражаемого и уникального.

 

Яндекс.Метрика