Газета "Октябрь"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
2018 год
17
января
cреда

Общественно-политическая газета Тарусского района Калужской области. Газета основана в сентябре 1930 года.



Имена

E-mail Печать PDF

ЗАБОЛОЦКИЙ. ДИАЛОГ С ТАРУССКОЙ ПРИРОДОЙ

Николая Заболоцкого по праву называют первым поэтом бронзового века. Однако и время его жизни, и основной период его творчества приходится на то время, когда многие поэты и писатели века серебряного были ещё живы и о разрыве с предреволюционной традицией не могло быть и речи. Что же знаменует и отличает его от других больших поэтов первой половины двадцатого века?

Отличия начинаются уже с творческой юности Заболоцкого – ленинградского общества молодых поэтов – ОБЭРИУ. Целью своего творчества они называли «конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи». Их называли авангардистами и абсурдистами из-за частого использования алогизмов и гротеска, лексических экспериментов и отсутствия традиционной стихотворной ритмики. Но это был лишь фасад их творчества, истинная цель которого лежала не в простом экспериментаторстве, а в попытке вернуть искусство к его конкретной, незамутненной форме.

Ясность и чистота мысли навсегда останутся с Заболоцким, ничуть не угаснув, но только усилившись в заключении и ссылке. Однако настоящим его дарованием было особое чувство природы. Он был в твердом убеждении, что не только человек находится в непрестанном общении с природой, но и природа отвечает человеку взаимностью:

И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье

И как будто пытался чужую премудрость понять.

Трепетало в листах непривычное мысли движенье,

То усилие воли, которое не передать.

Человеку необходима природа, чтобы жить: она кормит человека пищей и телесной, и духовной. Она утешительница и мать, внимательный слушатель и щедро дающая рука. Природа – тот источник, к которому любой человек (а поэт – в особенности) припадает в час нужды и который исцеляет его.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Но не только человеку необходима природа, для Заболоцкого верно и обратное. Без человека, без его строящей и одухотворяющей работы природа – не более чем мертвое механическое движение «бесполезно тяжкого труда». В ней нет «разумной соразмерности начал» и ей самой «не мила дикая свобода, / где от добра неотделимо зло». Это работа человека и работа искусства и поэзии – дать природе смысл существования, отделить добро от зла:

В рогах быка опять запела лира,

Пастушьей флейтой стала кость орла,

И понял ты живую прелесть мира

И отделил добро его от зла.

Вокруг этого диалога – природы и человека – и внутри него и строится поэзия Заболоцкого. Этот диалог никак не назовешь спокойным, покровительственным и безжизненным, серебряным, но живым и эмоциональным. Природа во всех её проявлениях – звездах, кузнечике, птичке иволге, ромашке – становится как бы лакмусовой бумажкой, отражением человеческих чувств. Беседуя с природой, поэт познавал не «безжизненный конструкт», а самого себя – человека.

Последние годы жизни, проведенные в Тарусе, стали для Заболоцкого высшей точкой этого диалога. Иногда он кидал гневные обвинения миру и судьбе:

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца?

Иногда – позволял своей душе и уму расслабиться на берегу Оки, где «Вечерний день томителен и ласков… / Как девушка в вечернем полусне». Иногда – заглядывался на простых тарусян, живых свидетелей этой природы, которые «… не давят лежачих / И голодных не гонят взашей».

Последний духовный и поэтический подъем, пережитый поэтом здесь, в Тарусе, стал той небольшой калиточкой, которая пробудила русскую поэзию из той спячки, в которую она впала вместе с закатом серебряного века. Этот импульс обращения к ярким, чистым, простым и правдивым вещам повлиял на многих молодых поэтов середины столетия. Поэзия Заболоцкого, его диалоги с природой, были лишены интеллектуального высокомерия, пораженческого отчаяния и наносной официозности. Они отливали благородным и честным оттенком бронзового сплава.

Заболоцкий, поэт-философ, войдет в историю как первооткрыватель новой поэзии именно потому, что он был:

…не детище природы,

Но мысль её! Но зыбкий ум её!

Николай ЩИПКОВ.

 

Яндекс.Метрика